маяки | lighthouses | 灯台


За 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков.

Первым навигационным знаком, поставленным японцами, был бакен с колоколом, установленный восточнее скалы Ниджё-ган (Камень Опасности) в 1906 году. Однако из-за постоянного восточного течения скоростью до 4-5 узлов, наблюдаемого в проливе Лаперуза, бакен часто сносило в сторону. Поэтому в 1913 году на скале была построена бетонная башня высотой 18 метров с автономным маяком, рядом с ней - туманный колокол.

Маяк Тодо – Сима (Todo shima). В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами.

Подобный комплекс в том же 1914 году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон.

Освещение южной части Татарского пролива закончилось с постройкой в 1919 году маяка на мысе Кэнъуси (Лопатина). Маяк находится  в 8 км южнее г. Невельска (Хонта (яп.) и представляет собой 8-и угольную башню высотой 17 метров. Полная высота над уровнем моря – 67 метров.
(по разным данным маяк построен в 1912 либо в 1919 году, точная дата неизвестна – утеряна вместе с японскими документами.
Несмотря на расхождения в датах постройки, официальной считается более ранняя. Поэтому в сентябре 2012 года маяк отметил свой вековой юбилей.

В 1930-40-е годы на Южном Сахалине были построены маяки на мысах Оторо (Слепиковского) (1934), на мысе Айро Kamoizawa (Тонин) (1935), Тирия-заки (Ламанон) (1940). В августе 1937 года инженером Уэно Сададзири был поставлен временный маяк на мысе Кита-Сиретоко (Терпения).
Все маяки были устроены по единой схеме - круглая маячная башня соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями. Японцы применили новый архитектурный облик маячных зданий, характерный для того времени. Отказавшись от двускатных крыш, они возвели литые железобетонные жилые постройки с плоскими крышами. На маяках, рассчитанных на длительную автономность, применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических нужд. На крышах были устроены водосточные канавки, по которым вода, проходя через фильтры, собиралась в подземные бетонные емкости. На маяке Тонин эта система действует до нашего времени.
Первоначально оптическая система японского производства диаметром 600 мм оснащалась керосинокалильными, затем ацетиленовыми горелками, впоследствии замененными электрическими лампами. Вращение осветительного аппарата осуществлялась при помощи часового механизма.

 

Маяк Kamoizawa, ныне называемый Тонин, находится на мысе Свободный (Айро мисаки). Построен в 1935 году. Высота 23 м.

Маяк Оторо мисаки 1934 г. (Слепиковского). Высота 27 метров.
Мыc Ноторо (айнское) до 1905 г., после переименован в Оторо мисаки. После 1945 г. мыс Слепиковского. Назван в честь командира Чиписанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, павшего смертью храбрых в бою при обороне Южного Сахалина от японцев в 1905 году.

Маяк Тирия-заки (Ламанон). Построен в 1940 году. Мыс Ламанон. Высота маяка  – 23,6 метра. От уровня воды высота до фокуса составляет примерно 40 метров.

Мыс Ламанон находится на западном побережье острова. Назван в 1787 году французским мореплавателем Женом-Франсуа де Лаперузом в честь участника экспедиции Роберта де Ламанона – ученого-физика, ботаника и метеоролога.

Маяк Нака – Сиретоко мисаки. Naka-Shiretoko.  灯台那珂 - 知床みさき(灯台Aniwa) (Анива).

Маяк Анива — заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин, на скале Сивучья. Высота башни составляет 31 метр.

Штатный номер светящего навигационного знака по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» — 2385. Международный номер по описанию огней, издаваемом Великобританией, — М 7842.

Мыс Анива открыл и назвал голландский мореплаватель Мартин Герритсон Де Фриз. Именем этого мореплавателя названы пролив между островами Уруп и Итуруп Курильской гряды и мыс на острове Итуруп. Мыс Анива описан в 1805 году офицерами первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта И.Ф.Крузенштерна.

 

Мыс Анива – юго-восточная оконечность острова Сахалин и северный мыс восточного входа в пролив Лаперуза. Мыс высокий, приметный, из крутых и совершенно голых утёсов с зубчатыми вершинами.

 

Географические координаты маяка Анива : широта 400 01,2I N, долгота 1430 24,9I Е. Маяк Анива находится на расстоянии 44 мили (81 километр) от порта Корсаков.

 

Необходимость строительства маяка на мысе Анива осознавалась ещё в конце XIX века. Район мыса характерен сильными течениями, частыми туманами, а также подводными каменистыми банками юго-западнее и юго-восточнее мыса, которые в 1896 году обнаружили русские суда – транспорт «Якут» и пароход «Хабаровск». В это же время росла интенсивность судоходства в районе мыса. После гибели германского парохода «Космополит» летом 1898 года появились предложения о строительстве на мысе Анива маяка, подобного построенному на мысе Крильон. Но исключительно тяжёлые условия доставки судами строительных грузов и выгрузки их на берег долго не позволяли реализовать эту идею.

 

Строительство маяка Анива – весьма оригинального и технически сложного сооружения было осуществлено в период, когда южная часть острова Сахалин в результате поражения России в войне в 1904-1905 годах оказалась во власти Японии и там было учреждено губернаторство Карафуто. В этот период японцы именовали мыс Нака-Сиретоко. Автором проекта маяка, получившего название Нака-Сиретоко мисаки, был японский инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Он был так же автором проекта построенном в 1936 году маяка Кайгара – ныне маяк Сигнальный в проливе Советский, отделяющем острова Малой Курильской гряды от японского острова Хоккайдо. После окончания строительства точная модель маяка была преподнесена императору Японии Хирохито.

 

Сложность строительства заключалась в отсутствии причала и строительной площадки, где могли бы храниться материалы, готовились бы к установке конструкции и где жили бы рабочие. Все доставляемые строительные материалы и конструкции в условиях весьма неспокойного моря необходимо было сразу размещать на объекте строительства.

 

Доставку строительных грузов выполняло единственное судно маячного департамента Японии «Рошу-мару», занимавшееся обслуживанием и обеспечением строительства маяков. Это был бывший пароход общества Китайско-Восточной железной дороги «Аргунь», захваченный японцами в корейских водах 25 января (по старому стилю) 1904 года. Этот пароход был потоплен 30 октября 1942 года артиллерийским огнём американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю.

 

Для установки маяка верхняя часть скалы Сивучья была срезана, но полученная площадка была недостаточна для маяка. Часть скалы нарастили путём бетонирования. На созданной таким образом площадке на высоте 7,50 метра от уровня моря был сделан пол подвального этажа, в котором разместили цистерны с водой и жидким топливом для электрогенераторов. Источника воды на маяке нет. Воду завозят на маяк судами. 1-ый этаж полностью располагавшийся над скалой представлял собой в плане овал с наружными размерами по большей оси 17,50 метров и по меньшей оси 12,50 метра. Внутренние размеры были соответственно 14,00 и 9,00 метров. Толщина наружных стен 1 этажа из монолитного железобетона 1,75 метра. 2-ой этаж имел наружные размеры соответственно 14,50 метра и 9,50 метра и внутренние размеры соответственно 13,00 метров и 8,00 метров при толщине железобетонных стен 0,75 метра. Во всех этажах в наружных стенах были устроены оконные проёмы. Высота помещений была разная, но основные имели высоту от пола до потолка около 2,55 метра. В 1-ом этаже размещались электрогенераторы, насосы, другие агрегаты и находится вход в маяк с наружной лестницы и скоб — трапа, ведущих к месту причаливания шлюпок. Во 2-ом этаже – два жилые помещения, кухня – столовая, умывальная и уборная.. На крыше 2-го этажа находилась огороженная площадка.

 

Башня встроена в 2-этажную овальную нижнюю часть маяка. Она цилиндрическая и имеет высоту 31,20 метра. В башне 9 этажей. Она выполнена из монолитного железобетона. Наружный диаметр башни 6,10 метра, внутренний – 5,00 метров. Толщина стен 55 сантиметров. Внутри башни на всю высоту устроена винтовая лестница, ведущая в подфонарное помещение. В 1-ом этаже башни размещалась баня, во 2-ом – кладовая, в 3-ем – две кладовые, в 4-ом, 5-ом и 6-ом этажах – жилые комнаты по одной на каждом этаже. На 7-ом этаже – эркер, на крыше которого был установлен рупор сирены, и помещение пневматической сирены, расширительного бака системы водяного отопления и водонапорного бака. На 8-ом этаже – склад маячного имущества

 

В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат 3 разряда, то есть диаметром оптической системы около 1,00 метра. Его вес – 900 килограмм. Оптическая система для создания заданной проблесковой характеристики вращалась с помощью часового механизма, который работал от груза – гири весом 270 килограмм, которую нужно было возвращать в верхнее положение каждые 3 часа. Опорный поплавок оптической системы вращался в чаше с 300-ми килограммами ртути, которая выполняла роль подшипника.

 

Персонал маяка с момента его ввода в действие состоял из 4 человек.

 

В начале 1940 года сначала Великобритания, а затем и СССР сообщили мореплавателям об установке на островке к югу от мыса Нака Сиретоко маяка и звукового туманного сигнала. Маяк имел чёрный цвет с белыми полосами. Белый огонь маяка при периоде 24 секунды имел 2 проблеска и дальность видимости 17 миль (31,5 километра). Расположенная рядом сирена издавала звук каждые 24 секунды.

 

Во время войны маяк не действовал. После окончания войны и возвращения южной части острова Сахалин в состав СССР Извещением мореплавателям от 22 ноября 1945 года № 83 сообщалось о вводе в действие маяка Анива на камне в 200 метрах от мыса Нака Сиретоко с ранее установленным характером огня.

 

С 1945 года маяк Анива находился в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота (СССР, России) и обеспечивал плавание судов в пограничном с Японией проливе Лаперуза.

 

Извещением мореплавателям от 6 декабря 1946 года сообщалось о вводе в действие сирены маяка Анива. Характеристика сигнала: звук – 5 сек, тишина – 30 сек, период – 35 сек. Дальнось слышимости сирены – 4 мили (7,4 километра).

 

Извещением мореплавателям от 6 августа 1947 года № 271 сообщалось об установке при маяке Анива радиомаяка Анива. Радиомаяк имел позывной сигнал «АВ», дальность действия 40 миль (74 километра). Он работал на волне 978 метров в группе с радиомаяками Крильон и Монерон.

ФОТО 9:

Извещением мореплавателям от 21 ноября 1952 года № 420 сообщалось об установке при маяке Анива новой звукосигнальной установки на случай тумана – наутофона. Его задачей оставалось предупреждение в туман или при плохой видимости мореплавателей о подводных камнях – рифах у мыса Анива. Это была установка марки 3/Р5-52, изготовленная в ГДР на предприятии «Юлиус Пинч», с двумя дизель-электрическими генераторами мощностью по 19 ква. Три звуковых излучателя марки Р5 имели потребляемую мощность по 2,8 ква. Тон звукового сигнала 500 герц. Характеристика сигнала: звук — 2 сек, тишина – 5 сек, звук – 2 сек, тишина – 22 секунды, всего период – 31 сек. Наутофон Анива работал в 1953 году – 439 часов, в 1954 году – 305 часов, в 1955 году – 505 часов.

 

15 октября 1953 года вместо действовавшего радиомаяка был установлен и введён в действие отечественный радиомаяк КРМ-250 с дублёром.

 

Извещением мореплавателям от 14 февраля 1955 года № 31 сирена при маяке Анива была упразднена.

 

В 1959 – 1963 годах была произведена реконструкция маяка с установкой нового оборудования. Общая фактическая стоимость только строительно – монтажных работ в ценах 1954 года составила 87,5 тыс. рублей. Была выполнена перепланировка помещений, перестроен 3-ий этаж с применением бетонных блоков.

 

В 1963 году были установлены два автоматических дизель-электрических агрегата марки ДГА-12 мощностью по 12 квт. На маяк доставлен новый наутофон марки LIEG-300 производства Швеции. Установлен новый отечественный радиомаяк марки КРМ-100 вместо прежнего марки КРМ-250, который был введён в действие 1 февраля 1964 года. Были установлены водогрейные отопительные котлы марки КОАВ-68 на дизельном топливе.

 

В 1964 году старый наутофон марки 3/Р5-52 был демонтирован.

 

1 ноября 1965 года Извещением мореплавателям № 451 было объявлено о вводе в действие нового наутофона марки ЛИЕЖ-300-240.

 

21 апреля 1971 года в результате несчастного случая погибли начальник и старший техник маяка – единственные мужчины на маяке. Оставшиеся две женщины – их жёны, пребывая в шоковом состоянии не смогли ввести в действие технические средства маяка и не смогли связаться по радио с районом гидрографической службы в Корсакове. Маяк не работал с 21 по 24 апреля.

 

С 18 по 30 ноября 1972 года жестоким ураганом были выдавлены стёкла в иллюминаторах на 2-ом и 3-ем этажах, сорвана дымовая труба котельной, в повреждённые цистерны с жидким топливом и питьевой водой попала морская вода. Часть жидкого топлива вытеснена водой в море. Морской водой повреждена часть оборудования. Маяк не работал с 22 по 24 ноября.

 

Из-за тяжёлых условий жизни и работы на маяке ежегодно менялось 100 % персонала.

 

В 1973-1975 годах выполнили работы по ликвидации последствий урагана и реконструкции системы отопления. Были заменены водогрейные отопительные котлы марки КОАВ-68 на дизельном топливе. В 1977 – 1981 годах выполнены ремонтно – строительные работы на сумму 237,0 тыс. рублей.

 

В 1986 году тайфуном было повреждено антенно – фидерное устройство. Радиомаяк не работал 4 суток.

 

В сентябре 1988 года радиомаяк марки КРМ-100 заменили на радиомаяк марки КРМ-300.

 

26 апреля 1989 года штормом была разрушена ферма, на которой были установлены излучатели наутофона. Работа наутофона стала невозможной, он был выключен. Извещением мореплавателям от 26 июня 1989 года № 82 наутофон был упразднён.

 

26 февраля 1990 года снегопадом была сломана штыревая антенна радиомаяка. Радиомаяк не работал 22 суток.

 

Извещениями мореплавателям № 138 и № 139 сообщалось, что в 1990 году маяк Анива переведён на автоматический режим работы, постоянно проживавший на маяке обслуживающий персонал снят. Силами Гидрографической службы ТОФ и ВНИИТФА на маяке были установлены светооптический аппарат марки АСА-500М, радиомаяк марки Агат-1 и радиоизотопная энергетическая установка ИЭУ-1М, обеспечивавшая указанное оборудование электропитанием, но ныне демонтированная.

 

Для улучшения опознавания маяка в сложных метеорологических условиях радиолокаторами судов в 3 квартале 1997 года был установлен и введён в эксплуатацию радиолокационный маяк – ответчик (РЛМО) марки УКТ-10101.

 

Маяк работал в автономном режиме многие годы, рассчитывал время года, поворачивал фонарь и направлял радиосигналы морским судам. Минимальные затраты на обслуживание и маяк-робот должен был прослужить долгие годы.

 

 

Но в итоге проработал автономно до 2006 года. Он работал, пока не закончился ресурс атомного реактора, а затем стал маяком-призраком. Тогда изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.



печать больших фотографий