| краеведческий музей


история создания

 

Сахалинский областной краеведческий музей является одним из старейших научно-исследовательских и просветительных учреждений культуры Сахалинской области. За длительный период существования музей прошел трудный путь становления и развития, постепенно он стал играть заметную роль среди гуманитарных научных центров Дальнего Востока.

История музея во многом созвучна политической истории о. Сахалина ХХ века. Основы и традиции музейного дела на острове были заложены более 100 лет назад. Первый сахалинский музей был открыт в посту Александровском в 1896 году. Трудами немногочисленной интеллигенции, администрации сахалинской каторги в первом музее были собраны этнографические, археологические, геологические, ботанические, зоологические и другие коллекции. С первым сахалинским музеем связаны имена известных российских этнографов Л. Я. Штернберга, Б. О. Пилсудского, в те годы ссыльных и каторжан, и других видных деятелей, внесших посильный вклад в изучение природы и населения острова.
Сейчас о первом сахалинском музее свидетельствуют только фотографии, хранящиеся в разных архивах, и материалы публикаций дореволюционного издания «Сахалинский календарь».

После подписания Портсмутского мирного договора, завершившего русско-японскую войну 1904−1905 годов, Россия уступила Японии юг Сахалина, и музейная деятельность стала вестись на обеих частях острова.
В административном центре советского Северного Сахалина г. Александровске областной музей им. 15-летия Октябрьской революции открылся для посетителей в 1932 году. Он пополнялся новыми коллекциями по истории каторги и этнографии коренных народов. В предвоенные годы в музее работал краевед А. Н. Рыжков, ставший позже известным сахалинским историком.
На Южном Сахалине в японском губернаторстве Карафуто (1905−1945 гг.) также был основан музей. В административном центре г. Тоёхара для демонстрации коллекций по естественной истории острова японские власти построили новое здание музея в 1937 году на пожертвования населения. Здание музея губернаторства Карафуто выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» – «императорской короны». В нем экспонировались коллекции по этнографии коренных жителей Южного Сахалина, по палеонтологии, зоологии, ботанике и т. п. С музеем были связаны имена японских исследователей айноведа Тири Масихо, этнографа Ямамото Тосио, ботаника Сигедзо Сугавара и других. Коллектив публиковал научные сборники, статьи, книги.

фото 1.1921 г.

Первое здание японского музея в г. Тоёхара, открытого в 1917 г. (г. Южно-Сахалинск. Пересечение улиц Невельского - Дзержинского).

Во времена японской оккупации (1905 и 1920−1925 гг.) при невыясненных обстоятельствах были безвозвратно утрачены ценнейшие коллекции по культуре аборигенов, палеонтологические образцы и другие экспонаты. Возможно, часть коллекций вывезена в Японию.

После окончания II Мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов японский музей в г. Тоёхара был национализирован. Приказом начальника Южно-Сахалинского областного управления по гражданским делам Д. Крюкова от 11 мая 1946 г. в здании японского музея был открыт для обозрения Областной краеведческий музей, при этом некоторое время, до репатриации японских граждан, советские и японские сотрудники работали в нем вместе.

В 1947 году была образована Сахалинская область. Начался новый этап развития Сахалинского областного краеведческого музея (СОКМ). В собрании музея осталась храниться небольшая часть национализированных японских коллекций, но без информации. В 1953 году после закрытия Александровского городского музея все имеющиеся там коллекции передали на постоянное хранение в Сахалинский областной краеведческий музей. Таким образом, СОКМ стал преемником и хранителем всех сахалинских коллекций музеев, существовавших прежде в островном крае.

В развитии музейного дела в Сахалинской области приоритетная роль всегда принадлежала краеведческому музею – научному, методическому и организационному центру. Сахалинский областной краеведческий музей явился родоначальником других музеев на территории Сахалинской области. Так, коллекции живописи и графики краеведческого музея стали основой коллекции Сахалинского областного художественного музея, а музей А. П. Чехова в г. Александровске-Сахалинском был создан при активном участии научных сотрудников Сахалинского областного краеведческого музея в начале 1990-х гг.
В середине 1980-х годов начала складываться сеть филиалов СОКМ в районах области. К началу 2000 года было семь филиалов в районных центрах: Охе, Ногликах, Поронайске, Курильске, Александровске-Сахалинском, Холмске, Южно-Курильске. В 2001 г. приказом начальника департамента образования, культуры и спорта были упразднены филиалы музея, они обрели статус муниципальных музеев.

В основу деятельности музея положены профессионализм, принципы творческой инициативы, взаимопомощи. Благодаря этому музей за последние 20 лет преумножил свои коллекции более чем в 10 раз, стал крупным научным центром Дальнего Востока не только среди музеев региона, но и среди академических учреждений. Музей выпускает периодические издания и статьи, монографии и буклеты, другую научную продукцию, посвященную сахалинской и курильской тематике. Сахалинский областной краеведческий музей известен во многих странах мира. Научные сотрудники активно участвуют в международных научных проектах, конференциях, симпозиумах и экспедициях.

Музей остается хранителем истории и культуры общества, хранителем первоисточников естественной истории Сахалина и Курил. Хранит свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию народов Российской Федерации.

К редким коллекциям относятся старинные предметы традиционной культуры сахалинских аборигенов (айнов, уильта (ороков), нивхов) и палеонтологические коллекции.

Палеонтологические коллекции, представляющие собой древнейшие останки китообразных, растений, моллюсков, живших в данном регионе десятки миллионов лет назад в палеозойской и мезозойской эре, являются свидетельством истории развития планеты Земля и населяющих ее организмов.
Вся деятельность музея направлена на расширение знаний о Сахалинской области и доведение их до посетителей, для этого ведется научная работа, комплектование и сохранение музейного собрания.
Ежегодно музей посещают около 70 тысяч жителей и гостей Сахалинской области.



КОМАИНУ |狛犬| стояли у храма Сёконся.

В начале 1950-х гг. установлены перед входом в Сахалинский областной краеведческий музей.

Пара статуй, напоминающая смесь льва и собаки. Представляют собой мистических стражей, и в основном располагаются при входе в синтоистские храмы, однако могут встречаться и при буддийском храме тоже. (но теперь могут встречаться и при музее и при школе). Часто сделаны из камня, но также могут быть из бронзы, железа, дерева и даже керамики.

 

Существуют две версии дословного перевода слова «комаину». По первой, перевод будет «корейская собака», где «кома» символизирует имя древнего Корейского королевства Когурё. По второй версии, опираясь на китайские источники, будет означать «собаки, привезённые из-за границы».

Первые статуи львов появились в Индии в III веке до н. э., и позже традиция распространилась на Китай во время династии Тан (618—907), а затем на Корею и Японию. Во времена периодов Нара (710—794) и Хэйан (794—1185) в Японии комаину были сделаны из дерева и располагались только внутри храмов, к тому же иногда статуи могли использоваться как ограничитель двери. Однако позже в период Камакура (1185—1333) внешность комаину изменилась. Одна из статуй стала изображаться более похожей на льва и с открытой пастью, чтобы отгонять злых духов, в то время, как вторая больше стала представлять из себя собаку с закрытой пастью, чтобы удерживать и охранять добрых духов. Также вторая статуя могла быть представлена с рогом на голове. С XIV века в период Муромати (1336—1573) комаину стали устанавливаться снаружи, как хранители храма. Начиная с этого времени для защиты статуй от дождливых погодных условий их начали вырезать из камня.

Существует множество региональных стилей, в которых комаину созданы, по всей Японии. Наиболее популярные — это стили Окадзаки, Эдо и Идзумо. Особенность стиля Идзумо заключается в том, что статуи не сидят, а находятся в состоянии готовности к прыжку с высоко поднятой задней частью. Стиль Эдо характеризуется худым телом, широко открытыми глазами, густыми бровями и хвостом-кисточкой. Что касается стиля Нанива, комаину обычно придерживает лапой небольшой шар.


Русская пушка из Порт-Артура, установленная в июле 1911 года перед храмом Карафуто дзиндзя.

 

Орудие, захвачено японцами на 2-й батарее в Порт-Артуре и подаренное храму министром военно-морских сил Японии бароном Минору Сайто. В настоящее время это орудие стоит во дворе Сахалинского областного краеведческого музея.


фото © marka | печать больших фотографий